Совместная лекция с Дискуссионным клубом образовательного проекта «Artistico. Твоя Италия в Петербурге».
1600 год вошел в историю Рима как время невиданного размаха и резких контрастов. Святой юбилейный год собирал миллионы паломников со всей Европы, папа Климент VIII раздавал милостыню беднякам и служил личным примером покаяния, а рядом с храмами и праздничными процессиями горели костры инквизиции. Всего в нескольких кварталах друг от друга – премьера духовной драмы Эмилио Кавальери «Представление о душе и теле» и казнь Джордано Бруно. В этот момент Рим был одновременно сценой, судом и алтарем – и именно здесь рождалось новое художественное и интеллектуальное время.
На сентябрьском заседании клуба мы поговорим о «тенях юбилейного года» и о том, как искусство, политика и религия сплелись в узел, разделивший ренессанс и барокко.
Мы обсудим, как складывалась традиция Святого года – от буллы Бонифация VIII 1300 года до грандиозных торжеств при Клименте VIII. Чем была оратория Кавальери для своего времени и почему ее аллегорический сюжет о противостоянии страстей и добродетели резонировал с событиями на площади Кампо-деи-Фиори; и каким предстал Рим в картинах Караваджо – как город, полный света и тьмы одновременно.
В заседании примут участие:
Ирина Голубева – кандидат искусствоведения, специалист по Проторенессансу, расскажет о происхождении и смысле традиции Юбилея, о роли папства и инквизиции в истории Рима и о том, как религиозные праздники становились ареной для искусства, политики и диалога культур.
Георгий Ковалевский – кандидат искусствоведения, музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств. В докладе «Представление о душе и теле». Оратория Кавальери: искусство, политика и Новое время» он покажет, как Святой год 1600-го превратился в своего рода «фестиваль раз в полвека».
Мы поговорим о том, как Эмилио Кавальери, представитель римской знати, воспитанный в окружении Микеланджело и близкий к Флорентийской камерате, создал первую духовную драму нового времени. Премьера «Представления о душе и теле», заказанная, возможно, самим папой Климентом VIII, прозвучала в феврале 1600 года и сразу обрела статус культурного события: аллегорический сюжет о противостоянии Души и Тела, Добродетели и Наслаждения оказался удивительно созвучен драматическим событиям на площади Кампо-деи-Фиори, где вскоре был казнен Джордано Бруно.
Иван Чечот – искусствовед, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, почетный председатель клуба Artistico. Его выступление будет посвящено Караваджо и интеллектуальному контексту 1600 года. Сожжение Джордано Бруно, философа, поэта и смелого ниспровергателя средневековой схоластики, совпало с рождением оперы и с первыми шагами Караваджо. В это же время взошла звезда Рубенса, и 1600 год стал узлом, где переплелись линии контрреформации и натурализма, научного и магического мировоззрения, католического барокко и уходящего Ренессанса. Мы поставим вопрос о том, почему именно сегодня Караваджо, Бруно и ранняя опера вновь оказываются «модными» и близкими нашему времени – времени неоромантизма и кризиса академической науки.
Санкт-Петербург
Наб. р. Фонтанки, 44,
1-й этаж, Медиахолл
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.